20 | 04 | 2024
Сведения об ОО

Меню:
Новости Гимназии
Архив новостей
История Гимназии
Сетевое взаимодействие
Центр детских инициатив
Родителям
Ученикам
Работникам Гимназии
Разговоры о важном
Инклюзивное образование
Наставничество
Функциональная грамотность
Традиции
Электронный дневник
Успех каждого ребенка
Цифровая образовательная среда
Профориентация
ЦЕНТР "ТОЧКА РОСТА"
Школьное Интернет-радио
Школьный театр
Видео выступлений
ГИА
ВПР
ВСОКО
Олимпиады
НОО "Сириус"
Профсоюзный комитет
Школьное самоуправление
Организация питания
Внеурочная деятельность
Летнее оздоровление
СОУТ
Независимая оценка
Служба медиации
Безопасность детей
РИП-ИнКО
Управленческий проект
Стажировочные площадки
ОРКСЭ
ОДНКНР
Книга Памяти
ВФСК ГТО
Библиотека
Музей
Наша газета
Волонтёрский отряд
Тимуровцы инф.общества
Конкурсы, проекты
Гостевая книга
Наш фотоальбом
Карта сайта
Электронная приемная
Обратная связь
Форум

ШСК «ОЛИМП»

shsk.jpg

Образовательные порталы
Полезные ссылки

семейный-портал-55.рф

НАВИГАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Я - родитель

Авторизация

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Муниципальное образовательное казённое учреждение

«Гимназия г. Тюкалинска»

Областная XLIV НПК НОУ «Поиск»

Научно-исследовательская работа

Алкоголизм в подростковой среде

Научное направление - экология

Выполнила:

Обучающаяся 10-го класса

МОКУ «Гимназия г. Тюкалинска»

Новоселова Мария

Руководитель:

Учитель географии

МОКУ «Гимназия г. Тюкалинска»

Рудковская Валентина

Ильинична

Г. Тюкалинск, 2011 год

Содержание:

Актуальность темы………………………………………………………….…….3

Объект исследования………………………………………………………….….4

Свойства объекта………………………………………………………………….4

Цель работы…………………………………………………………………….....4

Задачи…………………………………………………….……………………..…4

Методы исследования………………………………………………………..…...4

Гипотеза……………………………………………………………………………4

История возникновения………………………………………………………...5-9

Теоритическая часть…………………………………………………………..6-33

Практическая часть…………………………………………………………..33-37

Выводы…………………………………………………………………………...37

Заключение…………………………………………………………………...37-38

Приложения…………………………………………………………………..39-49

Использованная литература………………………………………………..…...50

Актуальность:

Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микро социальной среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.

К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет. При анализе алкоголизации несовершеннолетних мы исходили из важного в методологическом плане положения о том, что употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения. Это требует более широкого и глубокого подхода к рассматриваемой проблеме, не ограничивающегося рамками социальной и клинической наркологии.

Мы решили узнать, употребляют ли обучающиеся старших классов Гимназии алкогольные напитки, в каком количестве и как часто. Как, по мнению старшеклассников, воздействует на их организм алкоголь?

Объект исследования:

Объектом моего исследования является алкоголь в подростковой среде.

Свойства объекта:

Особенности воздействия алкогольных напитков на психоэмоциональное состояние - память старшего подростка.

Цель работы:

Определить влияние алкогольных напитков на психоэмоциональное состояние старших подростков.

Задачи:

  1. 1.Собрать, изучить и классифицировать теоретический материал о роли алкоголя в жизни человека.
  2. 2.Собрать статистический материал об употреблении алкогольных напитков старшими подростками нашего города.
  3. 3.Выявить особенности влияния алкогольных напитков на психоэмоциональное состояние (кратковременную зрительную память) у подростков нашей школы.
  4. 4.Провести просветительскую работу о вреде алкоголя и его последствиях среди подростков школы, города.

Методы исследования:

  • Аналитический
  • Математический
  • Социологический

Гипотеза: Если подростки будут употреблять алкогольные напитки, то это приведёт к нарушениям норм поведения, трудовой деятельности, быта личности и благосостояния общества.

Теоретическая часть

История возникновения:

Алкогольные напитки были известны человеку с первобытных времен. Их потребление чаще всего сопровождало различные религиозные ритуалы. Но уже в те времена существовали две разновидности принятия алкоголя: чисто бытовое его потребление и злоупотребление им (т.е. хронический алкоголизм).

Первым алкогольным напитком, по всей видимости, было вино: его изготовление было популярно в древнем Египте, а в 7-3 веках до н.э. виноделие, а значит, и алкоголизм, распространилось во всех странах, где мог расти виноград.

Правители античных обществ видели такую проблему, как хронический алкоголизм, поэтому существовали государственные меры по ограничению потребления вина. Например, в Спарте уничтожались виноградные лозы; во времена средневековья меры по пресечению алкоголизма доходили до смертной казни за пьянство. В Афинах для принятия вина необходимо было разбавить его тремя частями воды. Гиппократ называл алкоголизм добровольным сумасшествием.

Впрочем, открытие технологии изготовления спирта (Аравия, 9 в.) сильно ускорило темпы распространения алкоголизма, ведь крепость алкогольных напитков сильно возросла по сравнению, например, с вином.

В средние века в России вино и пиво употреблялись широко, чему есть свидетельства - «Веселие на Руси - есть питие». Однако эти алкогольные напитки были достаточно слабыми, а значит, особой проблемы не создавали. Положение сильно ухудшилось в 15 веке, когда появился метод изготовления хлебной водки, которая в России быстро вытеснила другие алкогольные напитки. Таким образом, к 19 веку хронический алкоголизм в России стал «национальной традицией».

Последние социологические исследования и данные официальной медицинской статистики мира показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая пиво) ежедневно или через день 33.1% юношей и 20.1% девушек. Пиво - наиболее любимый молодежью напиток: его предпочитают большое количество подростков. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из каждых трех. Доля злоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15.7%, в ПТУ – 24.4%, в техникумах и колледжах – 33.7%, в вузах – 32.4%.

Данные официальной статистики зафиксировали, что за период с 1991 по 2000 годы число впервые диагностированных подростков, больных алкоголизмом выросло в 1,5 раза и составило 10.5 на 100 тыс. подростков. Число подростков, состоящих на учете у наркологов, также выросло в 1,5 раза и по данным официальной статистики на 2000 г. составило 819.8 человек на 100 000 населения. О явно неблагополучной ситуации в отношении алкоголя свидетельствует и существенный рост алкогольных психозов среди подростков - в 8 раз - за последнее 10-тилетие ХХ века. Это прогностически неблагополучный показатель, т.к. алкогольный психоз у подростка - в принципе случай достаточно редкий. Для его возникновения хронический алкоголизм должен длиться минимум 2-3 года.

Сам по себе ранний (или подростковый) алкоголизм формируется в возрасте от 13 до 18 лет и подразумевает развитие хотя бы первой стадии заболевания. Диагноз раннего алкоголизма (I стадия) ставится на основании следующих критериев:

1.Появление индивидуальной психической зависимости - алкоголизация становится главным интересом в жизни, подростки начинают пить 2-3 раза в неделю, нередко в одиночку;

2.Повышение толерантности к спиртному;

3.Утрата рвотного рефлекса;

4.Утренняя анорексия - отсутствие аппетита;

5.Палимсесты опьянения - частичная утрата памяти.

Алкоголизм у подростков встречается не очень часто, поскольку алкоголизм как заболевание развивается в течение определенного промежутка времени и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию. Наиболее актуальной проблемой в этом возрасте является ранняя алкоголизация, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет. Ранняя алкоголизация - это знакомство со спиртным до 16 лет и регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте. Ранняя алкоголизация рядом учёных рассматривается как нарушение поведения, требующее скорее психолого-педагогической, а не медицинской коррекции.

На этапе ранней алкоголизации при ее переходе к алкоголизму подростков отмечается феномен групповой психической зависимости, когда тяга к спиртному возникает исключительно в «своей» компании. За пределами «своей» группы тяготения к алкоголю нет: с чужими и малознакомыми не пьют. Отрыв от группы прекращает алкоголизацию. Наличие групповой психической зависимости не свидетельствует о наличии хронического алкоголизма, а лишь угрожающим предвестником его. С точки зрения А.Е. Личко (заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук) групповая зависимость является проявлением аддиктивного поведения подростков.

Аддиктивное поведение - это злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость.

Ц.П. Короленко (доктор медицинских наук, профессор) дает более широкую трактовку определения аддиктивного поведения: это «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций».

На примере ранней алкоголизации у подростков можно проследить как та или иная акцентуация влияет на становление алкогольного варианта аддиктивного поведения. Подростки с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, гипертимного и истероидного круга наиболее склонны к выпивкам. Алкоголизация у неустойчивых - это результат их тяготения к легким развлечениям, способность легко попадать под дурное влияние. Побудительный мотив - получить веселое настроение. Это перекликается с мнением К. Леонгарда (выдающийся немецкий психиатр), что общей характерологической особенностью, которая предрасполагает к алкоголизму, является сниженная способность к самоконтролю, тенденция действовать по минутному впечатлению. У неустойчивых чаще встречаются неглубокие степени опьянения. Сходный с неустойчивыми тип алкоголизации отмечается и у гипертимных подростков. У эпилептоидных подростков картина алкоголизации иная: короткая стадия эйфории, затем опьянение по дисфорическому типу - агрессия, аутоагрессия. Эпилептоиды напиваются до тяжелых степеней опьянения. Для них алкоголизация - это своеобразная «разрядка» накопившегося напряжения и раздражения. Истероиды и в алкоголизации остаются демостративными - преувеличивают степень опьянения, с пафосом рассказывают сверстникам о большом количестве спиртного, которое они могут выпить. Иногда изображают алкогольных эстетов: рассказывают сверстникам, что они употребляют только элитные алкогольные напитки, причем определенного сорта.

Как правило, ранний алкоголизм свидетельствует об изначальной психопатичности. По данным разных учёных число случаев психопатии при алкоголизме колеблется от 25 до 52 %. Наиболее часто ранний алкоголизм формируется у неустойчивых и эпилептоидных психопатов. У неустойчивых формирование происходит медленно - как следствие регулярных выпивок, часто в асоциальных компаниях. Параллельно алкоголизации происходит нарастание делинквентности. При эпилептоидной психопатии путь иной: после тяжелых первых опьянений с агрессией и аутоагрессией может пробудиться компульсивное влечение пить «до отключки». Это одно из проявлений нарушения влечений при эпилептоидной психопатии. Эпилептоидные психопаты легко переходят к алкоголизации в одиночку. Деньги при этом вымогают у близких и сверстников. С другой стороны, при психастенической и сенсетивной психопатии ранняя алкоголизация встречается крайне редко.

Алкоголь в организме

Примерно 20% любого алкогольного напитка абсорбируется в желудке, а 80% - в кишечнике. Затем спирт разносится кровью по всему телу. Печень разрушает (окисляет) спирт с почти постоянной скоростью: обычно примерно 0,5 литра пива или 0,3 литра виски в час. В итоге этот процесс охватывает примерно 90% алкоголя, образуя в качестве конечных продуктов углекислый газ и воду. Оставшиеся 10% выводятся через легкие с потом. Алкоголь в организме оказывает четыре основных эффекта:

1.Алкоголь обеспечивает организм энергией (спирт имеет высокую энергетическую ценность, но не содержит питательных веществ).

2.Он действует как анестезирующее средство на центральную нервную систему, замедляя ее работу и снижая эффективность.

3.Он стимулирует производство мочи, поэтому при большом приеме алкоголя тело теряет больше воды, чем получает, и клетки обезвоживаются.

4.Он временно выводит из строя печень. После большой дозы спиртного примерно две трети печени могут выйти из строя, но работа печени обычно полностью восстанавливается спустя несколько дней.

Уровень алкоголя в крови:

Воздействие алкоголя на поведение зависит от количества спирта, достигшего мозга через кровь. Этот "уровень алкоголя в крови" определяется еще несколькими факторами, кроме количества выпитого. Размер печени определяет скорость окисления и выведения алкоголя. Масса самого человека определяет количество крови в организме, поскольку объем крови пропорционален ей. Чем крупнее человек, тем сильнее кровь разбавляет потребленный алкоголь и тем больше его нужно, чтобы оказать тот же эффект. Важны также скорость и манера потребления алкоголя. Чем медленнее человек пьет определенное количество алкоголя, тем слабее его воздействие. Потребление алкоголя натощак оказывает более сильный и скорый эффект, чем потребление во время или после еды. Еда действует как буфер при поглощении.

Алкоголь и вождение

Поведенческие эффекты алкоголя делают пьянство за рулем очень опасным как для водителя, так и для других людей. Тесты показывают, что с присутствием алкоголя в крови повышаются ошибки в суждениях и самоконтроле. Во многих странах установлены пределы уровня алкоголя в крови для водителей. В США этот допустимый уровень варьирует от 10 до 15 мг/дл; в штате Юта он составляет 8мг/дл, а в Техасе и Нью-Мексико ограничений нет. В европейских странах этот показатель варьирует от 5 мг/дл до 8 мг/дл. С 1 июля в России нормой считается 0,3 промилле на литр крови и 0,15 мг в выдыхаемом воздухе.

Последствия принятого алкоголя:

- ощущение тепла, дружелюбие;

- время визуальной реакции снижается;

- ощущение ментальной релаксации и хорошее общее самочувствие;

- дальнейшее легкое ухудшение способностей;

- избыток эмоций;

- тенденция быть шумным и разговорчивым.;

- потеря тормозящего контроля;

- сенсорные и двигательные нервы все более притупляются;

- неустойчивая походка;

- бессвязность речи;

- интоксикация;

- потеря трудоспособности;

- депрессия;

- тошнота;

- потеря управления сфинктерами;

- ступор (оцепенение);

- кома;

- 600 мг/дл смертельная доза - смерть от сердечной и респираторной недостаточности.

Как мы пьянеем?

При употреблении алкоголя передача импульсов в нервной системе замедляется. Первыми поражаются высшие уровни мозга - запреты, волнение и беспокойство исчезают, уступая место ощущению довольства и эйфории. По мере поражения низших уровней мозга ухудшаются координация движений, зрение и речь. Мелкие кровеносные сосуды кожи расширяются. Излучается тепло и человеку становится жарко. Это означает, что кровь отклонилась от внутренних органов тела, где кровеносные сосуды уже сузились под воздействием алкоголя на нервную систему. Поэтому одновременно падает температура внутренних органов. Возможное усиление сексуального желания связано с подавлением обычных запретов. По мере повышения уровня алкоголя в крови физическая половая способность все более ухудшается. В конце концов отравляющее воздействие алкоголя вызывает тошноту и, возможно, рвоту.

Похмелье

Похмелье - это физический дискомфорт после потребления избыточного количества алкоголя. Симптомы могут включать головную боль, расстройство желудка, жажду, головокружение и раздражительность.

Похмелье образуется в результате трех процессов. Во-первых, слизистая оболочка желудка раздражается избытком алкоголя, и функционирование желудка нарушается. Во-вторых, происходит обезвоживание клеток, если количество потребленного алкоголя превышает пропускную способность печени, в результате чего алкоголь сохраняется в крови продолжительное время. В-третьих, уровень алкоголя оказывает "шоковое" воздействие на нервную систему, от которого ей нужно время, чтобы оправиться.

Лучший способ избежать похмелья - не пить слишком много. Но вероятность похмелья снижается, если алкоголь перемешать с закуской: прием и поглощение спирта при этом растягиваются на более длительный промежуток времени, и еда служит барьером. Неалкогольные напитки, принимаемые одновременно или после, разбавляют спирт. Болезненные последствия обычно снижаются также, если алкоголь принимается в спокойной обстановке, а курение сведено к минимуму.

Желудок успокаивается свежей выстилкой: молоко, сырые яйца или просто хороший завтрак. Только после этого можно принять аспирин или другие болеутоляющие средства для облегчения головной боли. Опасность раздражения желудка болеутоляющими лекарствами гораздо выше, когда желудок пустой. Известно, что соки цитрусовых, мед и витамин С содержат в себе "антипохмельный фактор". Шипучие напитки могут оказать на желудок смягчающее воздействие. Жидкости любого рода помогут восстановить жидкое наполнение обезвоженных клеток. Для прочищения головы применяют кофе и чай (кофеин стимулирует нервную систему), а сахар снабдит вас энергией; но и кофеин, и сахар могут ухудшить состояние человека, когда их немедленное воздействие закончится.

Подобным же образом как временное облегчение принимают еще алкоголь, который (в умеренном количестве) подбадривает увядшую нервную систему и вроде бы разгоняет неприятные ощущения. Но это только отсрочка: первоначальное похмелье и похмелье от новой дозы алкоголя все еще поджидают вас.

Алкоголь и закон

С химической точки зрения алкоголь является наиболее опасным наркотиком, известным человеку. Но за столетия опыта общество сумело выработать культурное потребление алкоголя, без того, чтобы он наносил слишком большой вред. В большинстве стран установлен минимальный возраст, с которого можно покупать алкогольные напитки, ограничено время дня, когда они могут продаваться, контролируется количество и расположение баров и магазинов, торгующих спиртными напитками, и ведется строгое наблюдение за выполнение ими требований закона. Законы, регулирующие продажу спиртного в США, варьируют не только по штатам, но даже по городам. В большинстве случаев минимальный возраст для приобретения алкоголя или его потребления в барах - 21 год. Законы запрещают употребление каких бы то ни было алкогольных напитков на улицах и в автомобилях. В некоторых штатах Среднего Запада законы запрещают продажу спиртного по воскресеньям. Местные законы против вождения в пьяном виде все более ужесточаются по всем Соединенным Штатам.

В России распространение спиртных напитков отражено в документах:

  • Гражданский Кодекс РФ (ст.6.10 – об административных нарушениях; ст. 21 – о дееспособности));
  • Федеральный закон от 22.11.1995 года №171-ФЗ (ред. От 01.12.2007 года) – ст. 16;
  • Постановление Правительства РФ от 08.02.2006 года №80 «Особенности продажи алкогольной продукции» (ст. 136).

Слабые алкогольные напитки разрешается продавать с 18-тилетнего возраста; а крепкие алкогольные напитки с 21 года.

Как понятие алкоголизм - регулярное, компульсивное потребление большого количества алкоголя в течение долгого периода времени. Это наиболее серьезная форма наркомании в наше время, вовлекающая от 1 до 5% населения большинства стран.

Алкоголик пьет компульсивно, отвечая на психологическую или физическую зависимость алкоголя.

Алкоголиком может стать каждый. Однако исследования показали, что для детей алкоголиков риск обрести алкоголическую зависимость в 4-6 раз выше, чем для детей неалкоголиков.

Изучение употребления алкоголя среди молодежи в России во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце 19 - начале 20 века широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях:

1.Изучались распространенность и характер употребления алкоголя учащимися.

2.Исследовалось влияние алкоголя на детский и подростковый организм.

3.Определялась взаимосвязь между успеваемостью и употреблением алкоголя.

4.Разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения.

Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда детям давали спиртные напитки для:

  • "укрепления здоровья";
  • "аппетита" ;
  • "улучшения роста";
  • "облегчения прорезывания зубов";
  • "согревания";
  • "утоления голода";
  • "успокоения".

Бытовавшая в 19 и на рубеже 20 столетия твердая уверенность в укрепляющем действии алкоголя часто имела последствием прямую алкоголизацию ребенка.

Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И.В. Сажина "Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма" (1902). В ней содержатся многочисленные, порой уникальные опыты и наблюдения о влиянии алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и особенности растущего человека.

Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками. Сравнивая влияние сверстников, алкогольных обычаев, семьи и пола подростков на потребление ими спиртных напитков, оказывается, что алкогольное поведение матери оказывает существенное воздействие на алкоголизацию, прежде всего дочерей. Алкогольное поведение отца обуславливает таковое его дочери и имеет наибольшее влияние на алкоголизацию сыновей. Влияние сверстников было взаимосвязано с тем, будет или не будет пить подросток в отсутствие родительского контроля.

Исследования случаев алкоголизма показывают, что алкоголизм зачастую является частью общей картины депрессивного заболевания. Многие алкоголики страдают эмоциональными проблемами, приобретенными с детства, часто связанными с потерей, отсутствием или неадекватностью одного или обоих родителей.

Стадии алкоголизма:

A - Бытовое пьянство

B - Ранний алкоголизм

C - Базовый алкоголизм

D - Хронический алкоголизм

Бытовое пьянство может вести к алкоголизму: потому, что пьющий человек начинает обращаться к алкоголю ради облегчения стресса ("симптоматическое пьянство "), либо потому, что оно настолько сильно, что начальные стадии зависимости остаются не замеченными ("запущенное пьянство").

Мальчики чаще девочек употребляют основные виды спиртных напитков, причем с возрастанием их крепости эта разница становится существенной.

Среди городских школьников распространено потребление преимущественно слабых алкогольных напитков - пива, вина, учащиеся же сельских школ более знакомы со вкусами крепких спиртных напитков. В 20-е годы можно было встретить достаточно широкое употребление школьниками самогона: в 1,0 - 32,0%, у мальчиков и 0,9-12% у девочек. С возрастом увеличивалась частота употребления водки.

Практически во всех социально-гигиенических и клинико-социальных исследованиях алкоголизации молодежи использовался метод опроса в различных модификациях - от заочной анкеты до интервью по телефону и клинического интервью.

Наиболее трудно сопоставимы между собой данные о распространенности и частоте употребления алкогольных напитков среди молодежи, так как авторы не только различных стран, но даже одной и той же страны в один и тот же исторический период использовали качественно отличные друг от друга методы выявления употребляющих и не употребляющих алкоголь, различные классификации по возрасту и т.д.

Несмотря на разноплановость критериев выявления злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом в подростково-юношеском возрасте, данные различных авторов все-таки позволяют судить о том, что их число достаточно велико. Анализ материалов, свидетельствует, что за последние 100 лет независимо от уровня употребления и злоупотребления спиртными напитками показатели распространения собственно алкоголизма у молодежи сохраняются на достаточно стабильном уровне, не превышающем 5% больных до 20 лет и 8-10% больных до 25 лет. Этот факт имеет принципиальное значение, так как свидетельствует о динамике возникновения и развития ранних форм алкоголизма в целостной структуре алкогольной заболеваемости. Пьянство исподтишка и острая потребность в первой рюмке указывают на растущую зависимость. Пьющий испытывает чувство вины, но не может обсудить свою проблему с другими.

Базовый алкоголизм

Пьющий не может остановиться, пока не достигает стадии отравления. Он подбадривает себя самооправданиями и напыщенными обещаниями, но все его обещания и намерения остаются не исполненными. Он начинает избегать семьи и друзей и пренебрегать едой, былыми интересами, работой и деньгами. Наступает физическое ухудшение здоровья. Уменьшается стойкость к алкоголю.

Хронический алкоголизм характеризуется дальнейшим моральным упадком, иррациональным мышлением, смутными страхами, фантазиями и психопатическим поведением. Физический ущерб нарастает. У пьющего уже не остается алиби, и он больше не может предпринимать шагов к выходу из сложившейся ситуации. Этой стадии человек может достигнуть за 5-25 лет.

Психологически в алкоголике возрождается желание получить помощь, и он начинает мыслить более рационально. В идеале в нем развиваются также надежда, моральная ответственность, внешние интересы, самоуважение и удовлетворенность воздержанием от алкоголя. Конечная стадия алкоголизма наступает, если алкоголик отказывается от лечения или срывается вновь после лечения. Необратимые психические и физические нарушения обычно заканчиваются смертью.

Физиологические эффекты алкоголизма

Ознакомимся с тем, что способен сделать алкоголь с нашим организмом.

Кровь

Алкоголь угнетает продукцию тромбоцитов, а также белых и красных кровяных телец.

Итог: малокровие, инфекции, кровотечения.

Мозг

Алкоголь замедляет циркуляцию крови в сосудах мозга, приводя к постоянному кислородному голоданию его клеток, в результате чего наступает ослабление памяти и медленная психическая деградация. В сосудах развиваются ранние склеротические изменения, и возрастает риск кровоизлияния в мозг. Алкоголь разрушает связи между нервными клетками мозга, вырабатывая в них потребность в алкоголе и алкогольную зависимость. Разрушение клеток мозга и дегенерация нервной системы, порой приводят к пневмонии, сердечной и почечной недостаточности или органическому психозу. Белая горячка - состояние, сопровождающееся крайним возбуждением, психическим помешательством, беспокойством, лихорадкой, дрожью, быстрым и нерегулярным пульсом и галлюцинациями, которое часто возникает при приеме большого количества алкоголя после нескольких дней воздержания.

Сердце

Злоупотребление алкоголем вызывает повышение уровня холестерина в крови, стойкую гипертонию и дистрофию миокарда. Сердечно-сосудистая недостаточность ставит больного на край могилы. Алкогольная миопатия: дегенерация мышц в результате алкоголизма. Причины этого - не использование мышц, плохая диета и алкогольное поражение нервной системы. При алкогольной кардиомиопатии поражается сердечная мышца.

Кишечник

Постоянное воздействие алкоголя на стенку тонкого кишечника приводит к изменению структуры клеток, и они теряют способность полноценно всасывать питательные вещества и минеральные компоненты, что заканчивается истощением организма алкоголика. Болезни, связанные с неправильным питанием и витаминной недостаточностью, типа цинги, пеллагры и бери-бери, вызываемые пренебрежением к еде ради пьянства. Постоянное воспаление желудка и позже кишечника с повышенным риском язвы.

Печень

Учитывая, что 95% всего поступающего в организм алкоголя обезвреживается в печени, ясно, что этот орган страдает от алкоголя больше всего: возникает воспалительный процесс (гепатит), а затем и рубцовое перерождение (цирроз). Печень перестает выполнять свою функцию по обеззараживанию токсических продуктов обмена, выработке белков крови и другие важные функции, что приводит к неизбежной смерти больного.

Цирроз - болезнь коварная: она медленно подкрадывается к человеку, а потом бьет, и сразу насмерть. Десять процентов хронических алкоголиков страдают циррозом печени, и 75% людей, страдающих циррозом печени, - алкоголики или были ими. Пока цирроз не разовьется в достаточной степени, симптомов почти нет, потом алкоголик начинает жаловаться на общее ухудшение здоровья, потерю аппетита, тошноту, рвоту и проблемы с пищеварением. Причиной заболевания является токсическое воздействие алкоголя.

Поджелудочная железа

Больные, страдающие алкоголизмом, в 10 раз больше подвержены вероятности заболеть диабетом, чем непьющие: алкоголь разрушает поджелудочную железу - орган, продуцирующий инсулин, и глубоко извращает обмен веществ.

Кожа

Пьющий человек почти всегда выглядит старше своих лет: его кожа очень скоро теряет свою эластичность и стареет раньше времени.

Желудок

Алкоголь подавляет продукцию муцина, выполняющего защитную функцию по отношению к слизистой желудка, что приводит к возникновению язвенной болезни.

Характер влияния алкоголя на организм человека давно и подробно изучен физиологами и медиками. Что касается подростков, то острое алкогольное отравление приводит, например, по данным В. И. Демченко, к значительным изменениям деятельности сердечно-сосудистой системы проявляющимся в: побледнение кожных покровов, акроцианозе (синюшная окраска кожи, связанная с недостаточным кровоснабжением мелких капилляров), тахикардии (увеличение частоты сердечных сокращений) и приглушенности сердечных тонов.

Характерным проявлением алкогольного отравления является многократная рвота. Даже единичное употребление небольших доз спиртных напитков сопровождается у подростков выраженными проявлениями интоксикации, особенно нервной системы. Наиболее тяжелые отравления наблюдаются у лиц с отягощенным анамнезом, на фоне органической церебральной недостаточности или сопутствующей соматической патологии.

Характер влияния алкоголя на психику подростка выглядит в большинстве случаев так: кратковременное возбуждение сменяется затем общим угнетением, оглушеностью, нарастающей сонливостью, вялостью, замедленной бессвязной речью, потерей ориентации.

Если же обратиться к субъективным данным, к данным опросов, то при всей их некорректности (обычно одновременно опрашиваются и те, кто недавно познакомился со спиртным, и те, кто имеет определенный опыт алкоголизации; не всегда проверяется, верно ли понял опрашиваемый ребенок вопрос исследователя и т.п.) можно констатировать, что в субъективных переживаниях, особенно в самом начале знакомство с алкоголем, преобладающую роль играют отрицательные или безразличные ощущения.

Причины подросткового алкоголизма

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. До 10 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином», или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив присущий главным образом мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество», «гости» и т. д. С 14–15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т.д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем, для девочек типична в основном вторая, «традиционная» группа мотивов. Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».

Подростковый алкоголизм и мотивы

В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы:

  • следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство и т.п. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики подростков, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим и т.п.
  • употребление спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у подростков жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, с лицами более старшего возраста, девушками). Кроме того, определенной части подростков свойственна застенчивость как черта характера, проявляющаяся сильнее в молодости, чем в зрелом возрасте. Отсюда переоценка таких качеств личности, как смелость, физическая сила. В нетрезвом виде кажущееся обладание этими качествами нередко переходит в развязность.

Итак, еще до первого знакомства со вкусом алкоголя у подростка образуется определенное представление об этом продукте, о его особом, как неправильно принято думать, приятном возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем неожиданно оказывается совершенно не таким, каким оно представлялось подростку: «горький вкус» водки, жжение во рту, головокружение, тошнота и в ряде случаев рвота даже от однократного приема небольших доз. После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое время избегает алкоголя. Однако в возрасте 13–16 лет в связи, с какими либо событиями (окончание школы, поступление в учебное заведение, праздники, дни рождения, свадьбы и т.п.) соблазн выпить вино возобновляется, причем постепенно он начинает приобретать новое психологическое содержание. В связи с этим особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей.

  • стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории утрачен или существенно ослаблен интерес к познавательной деятельности. Подростки, потребляющие спиртное, почти не занимаются общественной работой. Существенные сдвиги наблюдаются у них в сфере досуга. Эти ребята меньше интересуются художественной литературой, редко участвуют в самодеятельности, почти не бывают в театре, утрачивают интерес к серьезной музыке, живописи. Правда, они любят кино, но зачастую только за его развлекательную сторону.

Внутренняя духовная ограниченность, неумение хорошо проявлять себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности (учебной, трудовой) и интереса к ней приводит его к потреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей, однако, за собой очень пагубные последствия. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением их в семье, школьном коллективе. Анализ проведения свободного времени подростками, склонными к употреблению алкоголя, показывает, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение: компьютерные игры, в том числе на деньги, многочасовое прокручивание музыкальных дисков, «бренчание» на гитарах, праздное гуляние по улицам, посещение баров, кино. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют ребята, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Но если подростковая группа не объединена, какой либо полезной деятельностью, в ней преобладает «пустое» времяпрепровождение скучающих несовершеннолетних, и такая группа становится благодатной почвой для распития спиртных напитков. Большинство подростков знает о вредном влиянии алкоголя, но среди них также распространено мнение о «пользе» алкогольных напитков, которые расцениваются как показатель взрослости, что косвенно поддерживается некоторыми зарубежными произведениями литературы и киноискусства, где смакуется и даже поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается ложная мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья — дело обыденное и поэтому непредосудительное.

Подростковый алкоголизм и поведение

Как часто некоторые подростки с гордостью отмечают у своих товарищей повышенную устойчивость к алкоголю, считая, что это связано с физическим здоровьем. А на самом деле повышенная устойчивость к водке — первый признак начинающегося алкоголизма, симптом серьезного заболевания. Для алкоголика что рюмка, что стакан, что бутылка вина — все едино. Уже от рюмки спиртного он приходит в своеобразное состояние эйфории -возбуждения, которое только усиливает его стремление выпить, а затем последующие дозы мало меняют его внешний вид, хотя в организме происходят заметные сдвиги. Вначале подросток проявляет чрезвычайную активность, пытаясь «вне очереди» выпить очередную стопку, начинает буйствовать или дурачиться. Но вот последняя капля переполняет пределы устойчивости, и подросток «отключается» от внешнего мира, впадая в забытье. Потеря контроля за количеством выпитого, непомерная жадность к спиртному и сопровождающее это неконтролируемое развязное, нередко циничное поведение — стойкие признаки алкоголизма. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Подростковый алкоголизм и стадии опьянения

Давайте проследим стадии опьянения и алкоголизма более подробно. Группа подростков собралась по поводу дня рождения, собрались гости, за столом, уставленным яствами, возвышается батарея бутылок с привлекательными наклейками. Здесь вино, пиво и водка — непременный атрибут застолий. После первого тоста за столом некоторое время молчат, но уже через несколько минут начинается непринужденный разговор. Все чинно и благородно. Но вот где-то на дальнем конце стола прошел смешок — это рассказан первый анекдот, пущена острота. Немного погодя — еще после пары тостов — начинается всеобщий гомон. Кто-то лезет со своей рюмкой к друзьям через весь стол, а кто-то уже запевает песню. Трезвому человеку, неожиданно попавшему в пьяную компанию, многое кажется диким, хотя сам он, бывая навеселе, не замечал несуразности поведения окружающих. Вот один из гостей с назойливой настойчивостью уговаривает соседа выпить дополнительную рюмку водки, а другой уже клюет носом над полной тарелкой, «осоловев» от большого количества выпитого. Такое праздничное застолье бывает эпизодическим. И если спросить его участников, как часто они выпивают, большинство ответит, что нерегулярно. Однако даже после однократного приема алкоголя у подростков ночь проходит беспокойно, а утром они встают разбитыми, с опухшим лицом и больной головой. Рабочий день, как правило, оказывается испорченным, и в школе или институте все не ладится, основательно ухудшаются мыслительные процессы, снижается быстрота и точность вычислений.

Итак, даже после нерегулярного, случайного употребления алкоголя наступают серьезные неполадки в организме, свидетельствующие о тяжелом его отравлении. Если же употребление алкоголя принимает систематический характер, подросток пьет по любому случаю, выискивая любой повод, чтобы напиться, то это уже называется бытовым пьянством. Для любого пьяницы не имеет значения смысл праздничного события, ему безразлично, одобряют ли его поведение другие или нет. В этой стадии приобщения к спиртному в значительной мере меняется отношение пьющего к окружающим, к общепринятым и допустимым нормам поведения. Для пьяницы самыми близкими людьми становятся его собутыльники, пусть даже они впервые оказались с ним за столом. Время, место и обстановка, в которой люди пьют, теряют значение. Пусть это будет ресторан или столовая, кухонный стол или стойка в закусочной, наконец, просто подворотня или грязная лестница — пьянице все равно. Таким образом, разница между эпизодическим приемом спиртного и пьянством заключается не только в количестве выпитого за один раз, но и в психологической установке пьющего. В первом случае подросток отмечает, какое-то торжественное или значительное событие, во втором — пьет только для того, чтобы привести себя в состояние опьянения. Если вовремя удержать подростка от пьянства, это предупреждает его дальнейшее падение и развитие алкоголизма.

Изучение употребления алкоголя среди молодежи в Росси во многом опирается на опыт аналогичных исследований за границей, которые в конце XIX – начале XX в. проводились в странах Северной Америки и Западной Европы и велись в направлениях:

- изучались средняя распространенность и характер употребления алкоголя учащимися;

- определялось наличие закономерностей между успеваемостью и употреблением алкоголя;

- исследовалось влияние алкоголя, вред алкоголя, на детский и подростковый организм;

- разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения;

Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда дети получали алкогольсодержащие напитки для:

- "укрепления здоровья";

- "улучшения роста";

- "аппетита";

- "облегчения прорезывания зубов";

- "утоления голода";

- "согревания";

- "успокоения" .

Бытовавшая твердая уверенность в укрепляющем действии алкоголя часто имела последствием прямую алкоголизацию ребенка. Возмущает то, что многие дети Франции рано получают доступ к спиртсодержащим напиткам. В области Нижней Сены, например именно в семье дети приобщаются к пьянству, ибо они, как бы молоды ни были, получали по праздникам свою порцию водки. В Бургундии. например, длительное время существовал обычай давать ребенку на пробу вино последнего сбора винограда. В рабочих кварталах Парижа дети 4-10 лет по праздникам посещали вместе с родителями харчевни и рестораны. Так, при обследовании одной из школ в Бонне оказалось, что из 247 детей (мальчиков и девочек) в возрасте 7–8 лет только один еще не потреблял никаких алкогольных напитков. Около 75% из них уже пили водку, констатировалось, что уже в первый год жизни дети зачастую регулярно получают пиво. В Германии, например, было чрезвычайно глубоко убеждение матерей в благотворном влиянии коньяка на грудных детей, поэтому многие матери часто давали им по нескольку капель этого напитка для "возбуждения аппетита" и "улучшения пищеварения", дозировка обычно регулировалась собственным усмотрением или советом знакомых. Обследование детей в пяти штатах США, позволило сделать выводы, что из коренных американских детей «спаиваются любящими родителями» 14%, а из детей эмигрантов, выходцев из Европы – 65%. В Шотландии в ряде мест детям давали соску, смоченную в виски, или поили их водой с примесью алкоголя. В Бельгии был распространен обычай угощать детей водкой-можжевеловкой, а пивом там часто заменяли молоко. В Австрии в зимнее время дети бедняков перед уходом в школу обычно получали стакан водки для «согревания и утоления голода».

В России также были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с детства. По заявлению В. Ф. Якубовича (детский врач, исследователь детских болезней; профессор кафедры детских болезней в Новороссийском университете) среди населения «низшего сословия» было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало весьма устойчивое мнение, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда станут взрослыми.

По наблюдениям Г. П. Горячкина, спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для «укрепления организма», «улучшения аппетита и сна». Портвейн считается прекрасным народным средством повышения аппетита и т. д. В бедных слоях населения порой и по сей день универсальным лечебным средством считается водка.

Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина "Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма". В ней содержатся многочисленные опыты влияния алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что даже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и общую физиологию ребенка.

А. Я. Предкальн описывает существовавший на большинстве промышленных предприятий обычай устраивать "свадьбу подмастерьев" при производстве ученика в подмастерья. Для этой цели администрация предприятия иногда даже выдавала аванс до 20 рублей (сумма такого размера обычно предоставляется только в случае смерти или серьезной болезни кого-либо из членов семьи). Полученные деньги пропивались подростками-подмастерьями вместе с рабочими в один вечер.

Таким образом:

- экономические условия;

- питейные обычаи;

- неправильное воспитание;

- стремление подражать старшим;

- дурные примеры;

- анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма - все это являлось условиями, определяющими развитие алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению об "успокаивающем", "питательном" воздействии спиртсодержащих продуктов.

Особенности алкоголизации молодёжи

Анализируя в целом современные зарубежные и отечественные исследования по проблеме алкоголизации молодежи, можно отметить ряд характерных особенностей. Многие полученные в этих работах данные позволяют выявить динамику алкоголизации, оценить эффективность проводившихся мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя детьми и подростками. Изучение причин алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили в основном на анализе влияния микросоциальной среды – родителей, друзей, товарищей – и изучении внешнего влияния традиций, обычаев. С другой стороны, психиатры и психологи пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности личности). В защиту своих взглядов выдвигаются многочисленные теории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека. Социальный подход к алкоголизму как общественному пороку по существу подменяется модернизированными вариантами фрейдизма, социальной экологии и т. п. Попытки некоторых западных ученых дать объективный анализ алкоголизма как социального явления не идут дальше реформаторских предложений. Чаще всего они не раскрывают социальной обусловленности алкоголизма, его зависимости от общественных отношений.

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих соответствующую форму потребления спиртного и опьянения.

В Европе и Америке алкоголизм остается преобладающей формой токсикомании. О его распространенности можно судить очень приблизительно, так как только часть больных алкоголизмом попадает в поле зрения врачей. Цифры распространенности алкоголизма весьма неточны, особенно в странах, где терпимо относятся к употреблению спиртных напитков. О распространенности и тенденциях развития алкоголизма судят по ряду показателей. Один из самых важных среди них — количество абсолютного алкоголя на душу населения в год. Существует определенный параллелизм между этим показателем и числом лиц, страдающих хроническим алкоголизмом. В частности, рост потребления абсолютного алкоголя на душу населения всегда сопровождается увеличением числа больных хроническим алкоголизмом. Так, во Франции, где наибольшее потребление абсолютного алкоголя на душу населения, достигшее в 18.6 л, число больных хроническим алкоголизмом, по данным организации здравоохранения, наиболее высокое в мире и составляет 40: 1000, т. е. около 4% всего населения страны. Среди мужчин от 20 до 55 лет во Франции больны хроническим алкоголизмом 13 %. В Канаде, где годовое потребление алкоголя на душу населения в 3 раза ниже, чем во Франции, хроническим алкоголизмом страдает 1.6% населения. О распространенности алкоголизма в определенной мере позволяют судить обращаемость в амбулаторно-поликлинические учреждения (особенно наркологического профиля) и показатели госпитализации больных хроническим алкоголизмом и с алкогольными психозами. О распространенности алкоголизма в известной мере можно судить по таким показателям, как смертность от острого алкогольного отравления и цирроза печени. Установленная корреляция между смертностью от цирроза печени и алкоголизмом легла в основу расчета статистической распространенности алкоголизма. Полученные таким образом данные оказались в ряде случаев весьма близкими к показателям распространенности алкоголизма в различных странах, установленным иными методами. Распространенность алкоголизма в городах приблизительно в 2 раза выше, чем в сельских районах.

Практическая часть

Алкогольные обычаи микросреды во многом определяют алкогольные установки детей, их оценки пьянства окружающих, отношение к возможности собственной алкоголизации и ее динамику. Они являются первым и наиболее важным звеном в развитии алкоголизации у подростков, основой "социальной толерантности" к пьянству.

Именно поэтому свои исследования мы решили начать с изучения подростков в социальной среде.

Началом нашего исследования стал вечерний рейд по городу, где нами было обнаружено большое количество молодых людей либо распивающих спиртные напитки, либо уже находящихся в алкогольном опьянении. Так же мы обнаружили некоторое число лиц, которым не было ещё даже 14 лет распивавших слабоалкогольные и энергетические напитки. После чего мы решили провести исследования в нашей школе и узнать, какое количество обучающихся старших классов употребляют алкогольные напитки и каковы последствия принятия спиртных напитков.

Нами был разработан тест «Алкоголь в подростковой среде», по результатам которого, мы узнаем, какое распространение получил алкоголь среди подростков в школе.

Тестирование среди подростков происходило строго конфиденциально, ученик мог отказаться от выполнения теста.

В тестировании приняло участие 43 (80%) обучающихся 10-х – 11-х классов из 54. Учащимся был предоставлен тест из 8 вопросов (см. приложение №1).

Первый и второй вопрос в тестировании характеризует половой и возрастной состав респондентов. Из 43 опрошенных 32 девушки (73%), 11 юношей (27%). Возрастной состав респондентов характеризуется показателями: 8 человек 15-тилетнего возраста (19%), из них девушек 6 , а юношей 2 человека, 27 респондентов 16-тилетнего возраста (62%), из них девушек 20, юношей – 7, 8 человек 17-тилетнего возраста (19%), из них девушек 6, юношей 2. (см. приложение №2)

На третий вопрос мы получили следующие результаты: 33 респондента (78%) – пробовали спиртные напитки, 10 респондентов (22%) – не пробовали спиртные напитки. Из них девушек – 32 (74%), юношей 11 (26%). (см. приложение №3)

На вопрос: «В каком возрасте впервые попробовали алкоголь?» - нам ответили: 10 респондентов (23%) -до 10-ти лет, 12 человек (28%) – 11-14 лет, 21 человек (49%) – 15-18 лет. (см. приложение №4)

Частота употреблений алкогольных напитков респондентами характеризуется показателями: постоянно – 1 человек (2%); очень редко –16 респондентов (37%); не употребляют совсем – 13 (30%); затрудняюсь ответить – 8 респондентов (19%), употребляю перед дискотекой – 5 обучающихся (12%). Из 54 обучающихся 10, 11 классов алкогольные напитки потребляют 25 обучающихся, что составляет 58% от общего числа (см. приложение №5).

По видам употребляемых алкогольных напитков предпочтение респондентами отдано: слабым алкогольным напиткам – 24 респондента (56%), 15 человек (35%) – предпочитают вина, 4 человека (9%) – крепкие напитки (см. приложение №6).

Причиной употребления алкогольных напитков респондентами были названы: 21 (49%) респондент – для улучшения настроения, 6 респондентов (14%) – за компанию, затрудняюсь ответить выбрали - 16 (37%) респондентов (см. приложение №7).

При ответе на восьмой вопрос респонденты назвали самые разнообразные последствия, произошедшие под действием алкоголя:

  • физические изменения организма: головокружение – 2 (5%), сонность – 1 (2%), рвота – 1 (2%), шатание – 3 (7%), провалы в памяти – 10 (23%);
  • психические изменения: «стало очень весело» – 5 человек (12%), «кайф» – 8 (19%), «пофигизм» – 10 ( 23%);

никаких изменений не испытали 3 респондента (7%) (см. приложение №8).

Для определения возможности последствий воздействия алкогольных напитков на психоэмоциональное состояние старших подростков, мы провели диагностику памяти по методике О.Н. Истратовой «Память на числа» в середине рабочей недели и после выходных дней. Диагностику кратковременной зрительной памяти подростков мы проводили несколько раз. Результаты диагностики памяти определяются: 7 правильно названных цифр - нормальный показатель точности и объема кратковременной зрительной памяти для старших подростков; менее 7 правильно названных цифрнизкий показатель точности и объёма кратковременной зрительной памяти (см. приложение № 9).

Результаты первой диагностики кратковременной зрительной памяти в середине рабочей недели оказались следующими: равный 7 и более имеют 33 респондентов, что составляет 76% опрошенных. Показатель уровня памяти менее 7 имеет 10 респондентов (24%). Итоги второй диагностики: показатель 7 и более имели 37 респондентов (87%), показатель менее 7 имели 6 человек (13%). Третья диагностика дала результаты: показатель более 7 имели 36 респондентов 83%, показатель менее 7 имеют 7 респондентов 17%. Найдя средние арифметические данные, мы получили следующее: показатель равный 7 и более имеют 35 респондента (81%), показатель менее7 имеют 8 респондентов (19%). (см. прилож. №8)

Результаты диагностики кратковременной зрительной памяти после выходных дней оказались следующими: показатель уровня объёма и точности памяти при первой диагностике равный 7 и более оказался у 29 человек (67%); показатель уровня памяти менее 7 - у 14 человек, что составляет 33%.

Результаты второй диагностики оказались: показатель уровня памяти равный 7 и более у 31 человек (72%),показатель менее 7 у 12 человек (28%). Третья диагностика показала, что показатель равный 7 и более имеют 26 человек (60%), показатель уровня памяти менее 7 у 17 человек (40%). Средние арифметические данные оказались следующими: показатель уровня памяти после выходных дней равный 7 и более у 29 человек (67%), показатель менее 7 у 14 респондентов (33%).(см. приложение №9)

Для определения возможных последствий воздействия алкогольных напитков, мы сопоставили результаты диагностики кратковременной зрительной памяти подростков после выходных дней с результатами диагностики кратковременной зрительной памяти в середине недели. В конечном итоге мы получили: сравнительный показатель объема и точности кратковременной зрительной памяти в середине рабочей недели повысился у 6 обучающихся (14%), результат диагностики понизился после выходных дней так же у 6 обучающихся (14%), уровень памяти остался без изменений у 31 обучающегося (72%).

Изучив проблему потребления алкогольных напитков старшими школьниками нашей школы, возможности воздействия потребления алкоголя на психоэмоциональное состояние школьников и сравнив полученные результаты потребления алкогольных напитков подростками нашей школы с мировыми показателями (по средним мировым показателям употребление спиртных напитков школьниками составляет 15,7%), можно сделать ВЫВОДЫ:

  1. 1.Потребление спиртных напитков старшими подростками нашей школы составил - 58%, что в 3 раза больше средних мировых показателей.
  2. 2.Анализ кратковременной зрительной памяти показал, что алкогольные напитки оказывают влияние на объем и точность кратковременной зрительной памяти школьников.
  3. 3.Потребление алкогольных напитков подростками оказывает психическое воздействие, что может стать причиной совершения преступлений.
  4. 4.Собранный теоретический материал можно использовать для просветительской антиалкогольной деятельности среди школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подростковый алкоголизм является одной из актуальнейших социальных проблем мира, так как 82% молодых людей в возрасте 12-22 лет употребляют алкоголь.

Для нашего населенного пункта эта проблема также является злободневной, так как подростки нашего маленького города в потреблении алкогольных напитков не отстают от мировых показателей, а в среде школьников даже превышают мировой показатель в 3 раза.

Проблема потребления алкогольных напитков подростками – это проблема не только локального уровня, но и глобального, потому что оказывает влияние на характеристику физического и психического состояния общества региона, страны и в целом планеты.

Перспективы решения данной проблемы для нашего города могут быть следующими:

  1. 1. Усилить административный контроль за продажей алкогольных напитков подросткам торговыми точками города, разработав более жесткую систему штрафов за продажу алкоголя несовершеннолетним.
  2. 2. Законодательно усилить ответственность родителей за потребление подростками алкогольных напитков.
  3. 3.Усилить просветительскую работу среди подростков о вреде алкогольных напитков на организм человека.

Нами была выпущена листовка «Подумай о будущем» и распространена по городу. Для подростков разного возраста создана презентация «Алкоголь и подросток», которая была использована для просмотра и обсуждения в классах Гимназии. Была проведена общешкольная акция «Мы за здоровый образ жизни», в которой приняли участие все обучающиеся Гимназии.

Приложения

Приложение №1

Тест

«Алкоголь в подростковой среде»

  1. 1.К какой группе по половому признаку вы принадлежите: женской, мужской?
  2. 2.Укажите свой возраст: 15 лет, 16 лет, 17 лет, 18 лет.
  3. 3.Употребляли ли вы спиртные напитки?

А)Да

б)Нет

  1. 4.В каком возрасте вы первый раз попробовали алкоголь?

А)Младший школьный возраст (до 10 лет)

б)Младший подростковый возраст (11-14 лет)

в)Старший подростковый возраст (15-18 лет)

  1. 5.Как часто вы употребляете алкогольные напитки в настоящее время:

а) Постоянно

б)Перед дискотекой

в)Очень редко

г)Не употребляю совсем

д)Затрудняюсь ответить

  1. 6.Какие виды алкогольных напитков вы предпочитаете?

А) Крепкие алкогольные напитки

б) Вина

в)Слабоалкогольные напитки (Пиво, джин-тоник и др. – указать какие)

  1. 7.Назовите причину употребления алкогольных напитков?

А)Чтобы улучшить настроение

б)За компанию (как все)

в) Затрудняюсь ответить

  1. 8.Какие психические, физические изменения происходят в вашем организме после принятия алкогольных напитков (назвать)?

Приложение №2

Возрастной и половой состав респондентов (%).

возраст

Девушки (%)

Юноши (%)

15 лет

6(14%)

2(5%)

16 лет

20(46%)

7(16%)

17 лет

6(14%)

2(5%)

всего

32(74%)

11(26%)

Приложение №3

Ответы на 3 вопрос:

Употребляли ли вы спиртные напитки?

\s

Приложение №4

Ответы на 4 вопрос:

В каком возрасте вы первый раз попробовали алкоголь?

\s

Приложение №5

Ответы на 5 вопрос:

Как часто вы употребляете алкогольные напитки в настоящее время?

\s

Приложение №6

Ответы на 6 вопрос:

Какие виды алкогольных напитков вы предпочитаете?

\s

Приложение №7

Ответы на 7 вопрос:

Назовите причину употребления алкогольных напитков?

\s

Приложение №8

Ответы на 8 вопрос:

Какие изменения происходят в вашем организме после принятия алкогольных напитков?

\s

Приложение №9

Диагностика памяти «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»

( по методике О.Н.Истратовой)

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Сущность методики: за 20 секунд запомнить как можно больше чисел, расположенных в таблице. Затем таблица убирается, и учащиеся по памяти должны воспроизвести все те числа, которые запомнили.

Обработка результатов диагностики: подсчет правильно воспроизведенных чисел. Норма – 7 правильно воспроизведенных чисел и выше.

Таблица чисел №1

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

Таблица чисел №2

87

94

13

19

65

52

47

34

23

84

71

15

Тестирование обучающихся 10-11 класса

Использованная литература:

  1. 1.«Социально-педагогическая поддержка детей группы риска». Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Л.Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И.Ф. Дементьева. Стр. 173-189. Москва 2004 г.
  2. 2. «Проблемы подростков». Пособие для классных руководителей 9-11 классов. Туманов К.А., Меркулова Л.М. стр. 78-85. Санкт-Петербург 2002г.
  3. 3.«Здоровый образ жизни». Пособие для воспитателей и педагогов. Е. Ю. Аронова, К. А. Хашабова, стр. 20-22. Москва 2007 г.
  4. 4.Теоретический научно-методический журнал «Воспитание школьников».№3,2008 г. Стр. 18-33
  5. 5.Сайт http://www.russlav.ru/stat/podrostok_alkogolizm/
  6. 6.Сайт http://alcoholizm.ru/podrostkovyj-alkogolizm/


Поделиться ссылкой:


min0rf.png

orel_logo-big.png

0vloufobp4k4uaxk7wkg6jok4jll43uv-300x94.png

Знание.ТВ

Знание.ТВ

Набор в 1 класс

Набор в 1 класс

Запишите детей в первый класс через Госуслуги

Летнее оздоровление

Летняя оздоровительная площадка «Орлята России»

ТОЧКА РОСТА

ТОЧКА РОСТА

cdi.jpeg

"Успех каждого ребенка"

Федеральный проект
"Успех каждого ребенка"

Интернет радио

Интернет радио "Гимназия FM"

Радио «Гимназия FM»

Футбол в школе

Региональный проект
"Футбол в школе"

cos4.png

Всероссийская олимпиада школьников

Наши партнёры

Базальт СПО

Мы ВКонтакте

Мы в Одноклассниках

Юнармия "Патриот" в ВК

Юнармия "Патриот" в ВК

Газета "Гимназист"
Безопасность детей

img312.jpg

ИППР

inippr2.png

Туристский информпункт

Внимание!!!

Подготовка к экзаменам:

Государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ)

(Министерство образования Омской области)

Телерепетитор

distobuch.png

Отчёт по дистанционному обучению

Вебинары МОБУ Гимназия г. Тюкалинска

Последние обновления
Безопасность
Школьные навыки

shkolnye-navyki.png

Синхронизация профориентационной работы

РИП-ИнКО


Телефоны горячей линии

Телефоны горячей линии

ВФСК ГТО