Муниципальное образовательное казённое учреждение Тюкалинского
муниципального района Омской области «Гимназия г. Тюкалинска»
«Исследовательская деятельность обучающихся
в процессе изучения иностранного языка»
Английский язык
Выполнила:
Демьяненко Ираида Сергеевна,
учитель английского языка МОУ «Гимназия г.Тюкалинска»
2011 г.
Современное образование направлено в первую очередь на формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности учащихся, в целом на формирование творческой личности. Творчество невозможно без познавательной активности. В качестве одного из способов активизации познавательной активности и творческого потенциала рассматриваю организацию исследовательской деятельности обучающихся, цель которой научить детей мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей наук. Результатом такого творческого развития должен стать самостоятельно созданный творческий оригинальный продукт, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к выполнению задачи. Это требует использования современных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности. Выбор образовательных технологий происходит в зависимости от того, какие цели поставлены. Проектная методика позволяет развивать у учащихся коммуникативные, исследовательские и рефлексивные умения, самостоятельность, творческое мышление, умение работать в команде. При использовании ИКТ повышается мотивация учения, возрастает эффективность самостоятельной работы, обеспечивается развитие творческих способностей учащихся. Технология проблемного обучения способствует повышению речемыслительной деятельности учащихся, развитию творческого потенциала личности ученика, исследовательских умений.
Основные задачи организации исследовательской деятельности:
• формирование познавательной активности, коммуникативной и социокультурной компетенции обучающихся,
• формирование исследовательских умений и навыков, аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований, умения преподнести информацию;
• развитие творческих способностей обучающихся.
В процессе изучения иностранного языка при проведении исследований учащиеся используют следующие методы: анкетирование, опрос; интервьюирование; метод сравнительного анализа; сопоставительный; статистический; метод контекстуального анализа; метод словарных дефиниций; метод дистрибуции; рейтинговый.
Основные используемые приёмы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение, конкретизация, выдвижение гипотез, планирование исследования, оформление результатов проведённого исследования.
Можно выделить основные этапы исследовательской деятельности:
- 1.Постановка проблемы
2. Овладение методикой исследования
- 3.Сбор собственного материала; его анализ
- 4.Обобщение (систематизация результатов, формирование выводов)
- 5.Представление результатов.
Исследовательскую деятельность считаю успешной в том случае, если она строится на принципах доступности, осмысленности, целесообразности, актуальности, самодеятельности.
Организация исследовательской работы предусматривает учет индивидуально-психологических особенностей детей, возможность реализации талантов и возможностей. Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка и его стремление к поиску, поддержать в любой ситуации, не подавлять творческую идею учащихся, а развивать. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Учитель контролирует, направляет, помогает, поддерживает. Также очень важно, чтоб исследование было посильным для ребёнка и доступным для детского восприятия.
Главная особенность исследовательской работы - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Приобщение школьников к исследовательской деятельности по английскому языку начинается на подготовительном этапе в начальной школе. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» открытия. На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, при выполнении разнообразных видов творческой деятельности несложного характера. Школьники учатся формировать умения выделять главное, отвечать на вопросы-предположения, составлять план к тексту, планировать ответ по проблеме, готовить проектные работы, проводить интервью, опрос, сравнивать полученные результаты, делать выводы. Результаты проведенного исследования представляют в разных в формах: устное сообщение, таблица, «ступеньки», рисунок, диаграмма. Творчеству в начальный период надо учить, постепенно усложняя задания, и увеличивать меру отступления от образца. При проектировании таких видов деятельности нельзя забывать о том, что учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость и удовольствие от выполняемой работы.
На средней ступени обучения формирование умений исследовательской деятельности происходит через интересные проблемные ситуации, проектную деятельность. Ребята на уроках и во внеурочное время исследуют новое в разных областях знаний изучаемого языка. Они знакомятся с поэтическими произведениями, адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка, проводят исследования и выполняют творческие работы. На старшем этапе вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность связано с личным и социальным развитием. Этот этап создания ситуаций для исследования открывает для учащихся новые увлекательные темы и идеи.
Формирование исследовательских умений происходит через интересные проблемные ситуации, при выполнении разнообразных видов творческой деятельности с публичной презентацией: выпуск тематических газет, письменные доклады, тематические презентации с применением информационно-коммуникационных технологий, защита реферата или исследовательской работы - в зависимости от поставленной цели.
Также участие школьников в конкурсах, олимпиадах, проведении предметных недель позволяет реализовать свои творческие возможности. Для развития самостоятельной деятельности учащихся используются нестандартные приемы и методы обучения, такие как виртуальные путешествия, экскурсии, ролевые игры.
Все приобретённые на уроках навыки и умения учащиеся применяют при выполнении проектных и научно-исследовательских работ, участии в телекоммуникационных проектах. Это способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и коммуникативных умений, включает в исследовательскую деятельность, приобщает к культуре страны изучаемого языка, воспитывает самостоятельность, умение работать в команде, повышает интерес к изучению языка. Так, участвуя в проектно-исследовательской деятельности и анализируя причины влияния географического положения страны на жизнь народа, старшеклассники учатся находить информацию, обобщать, совершенствуют навыки перевода, представляют результаты своей деятельности в виде презентаций. Наиболее интересные работы: «Россия», «Египет», «Италия», «Кухня Сибири». Участие в телекоммуникационных проектах помогает ученикам включиться в различные среды: информационные, социальные, языковые; расширяет кругозор ученика, способствует совершенствованию языковой компетенции, формированию системы лингвострановедческих знаний и умений. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью индивидуально или в группах, школьники осуществляют поиск необходимой информации, исследование проблемы, выполняя разнообразные задания на разных этапах проекта. Необходимым условием является смекалка и изобретательность; стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие, терпение, творчество.
Для формирования познавательного интереса, исследовательских и творческих способностей обучающихся большое значение имеет кружковая занятость. Разработанная мною программа кружка «Лингвистика» направлена на формирование лингвистической компетенции школьников, воспитание коммуникативной культуры, развитие интеллектуальных и познавательных способностей, навыков и умений речевой деятельности, учебной самостоятельности, творчества. Кружок является ступенькой в страну лингвистики английского языка, в мир иноязычной культуры. Тематика курса предусматривает выполнение творческих заданий на развитие интеллектуальных и познавательных способностей, исследовательских умений. Ребята исследуют значения заимствованных слов, происхождение английских фамилий, секреты словообразования и фразеологии.
Научно-исследовательская деятельность учащихся является также эффективным средством углубления и расширения приобретенных на уроках знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Она позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс. Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Поэтому, определяя тему исследования, проблему для изучения и анализа ее учеником, стараюсь дать ему возможность самостоятельно ее выбрать, определить степень сложности, чтобы потом школьник не бросил заниматься ею, уделив уже достаточно времени работе над ней. У школьников появляется возможность совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно – исследовательской деятельности, развить свой интеллект и творческие способности. Необходимым условием для этого является создание научного общества учащихся, которое собирает активных, заинтересованных, увлеченных ребят. Школьники получают возможность заняться исследовательской работой по определенной теме, принять участие в творческих, интеллектуальных мероприятиях. Самое главное в работе общества - это неповторимая атмосфера единства, интеллекта, новых перспектив. Ребята приобретают необходимые каждому современному человеку навыки: организация своей деятельности, практический опыт написания и представления исследовательской работы.
В области английского языка учащихся наиболее привлекают темы исследования в литературном творчестве, фразеологии, стилистике. Они активно занимаются поиском материала, переводят, систематизируют, проводят сравнительно - сопоставительный анализ, учатся обобщать, делать выводы. Например, научно-исследовательская работа сравнительного анализа английских и русских сказок «Сказка-ложь да в ней намек, добрым молодцам урок», включает сборник переводов английских сказок на русский язык.
Затем школьники представляют свои научно-исследовательские работы на конференциях разного уровня, сопровождая выступление презентацией. Представляя свои работы, ученики приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников – всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Такие методы и приемы работы по обучению учащихся иностранному языку позволяют не только овладевать коммуникативной компетенцией, но и достаточно повышать творческий потенциал личности.
В процессе исследовательской и творческой деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности у обучающихся повышается мотивация и интерес к изучаемому предмету, формируется любознательность. Происходит реализация творческого потенциала учащихся и учителя, создается позитивный настрой и стимул для дальнейшего творчества.
Поделиться ссылкой: